смоленское областное государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Станция юных натуралистов»
26.11.2019
Областная станция юных натуралистов 21.11.2019 г. провела на базе Смоленского Государственного Университета финал региональных этапов Всероссийских конкурсов: юных исследователей окружающей среды, «Моя малая Родина: природа, культура, этнос», юниорского лесного конкурса «Подрост» («За сохранение природы и бережного отношения к лесным богатствам).
Конкурсы проводились с целью привлечения обучающихся образовательных организаций к работе по изучению проблем экологического состояния окружающей среды и практическому участию в решении природоохранных задач, способствующих экологическому воспитанию, образованию и профессиональной ориентации обучающихся, сохранения природного и культурного наследия своей малой Родины, развития интереса к лесной отрасли посредством изучения, восстановления и сохранения лесных экосистем в условиях школьных лесничеств.
Проведению финала предшествовали заочные этапы конкурсов, которые включали в себя оценку исследовательских работ и отбор лучших из них для участия в финальном (очном) этапе. По результатам заочного этапа на финал приглашены более 60 работ.
В работе Конкурсов приняли участие: преподаватели естественно-географического факультета СмолГУ, специалисты отдела лесовостановления, охраны и защиты лесного фонда Департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства и сотрудники ОГБУ «Лесопожарная служба Смоленской области».
На Конкурсах были подведены итоги исследований в области экологии, биологии, зоологии, ботаники, изучения лесов, национального и природного богатства малой Родины. В форме презентаций и устных докладов участники представили защиту конкурсных работ.
В этом году большим откликом у участников Конкурса пользовалась номинация «Юные исследователи». Обучающиеся проводили натуралистические наблюдения за зоологическими объектами (слизни, шмели, ласточки, кролики и др.), оценивали экологическое состояние сел и деревень и проводили другие экологические исследования.
Экологи изучали растения-индикаторы, влияние бытовых отходов на окружающую среду и здоровье человека, экологическое состояние почвы пришкольных учебно-опытных участков, определяли загрязнение воздуха по содержанию сульфатов в коре деревьев, проводили анализ качества проб воды взятых из различных источников, анализировали качество молочных продуктов, качество туалетного мыла и его влияние на кожу человека и др.
Темы представленных работ на областной конкурс «Моя малая Родина: природа, культура, этнос» были интересны и разнообразны. Конкурсанты изучали живые символы своей малой Родины, проводили этноэкологические исследования и защищали практические проекты, направленные на сохранение и развитие природно-культурной среды и представили разработанные путеводители с описанием маршрутов, знакомящих с наследием малой Родины.
Большое внимание участники секции «Зоология и экология животных» уделили орнитологическим исследованиям: выявили видовой состав, численность и сезонные перемещения птиц в лесопарковых зонах; изучили экологию различных систематических групп позвоночных и беспозвоночных животных, особенности содержания и разведения домашних животных.
Юные ботаники проводили популяционные исследования и исследования биологических и экологических особенностей дикорастущих растений, изучили влияние дендрария учебно-опытных участков на микроклимат школ и представили результаты гистохимических исследований транслокации тяжелых металлов в тканях растений.
В работе секции «Подрост» приняли участие обучающиеся – члены школьных лесничеств, которые презентовали социально-значимые проекты связанные с охраной лесов от пожаров, как способа формирования в обществе культуры пожаробезопасного и природоохранного поведения в лесах; изучали экологические и биологические особенности лесных растений, грибов и лишайников.
На Конкурсе была организованна секция для руководителей исследовательских работ обучающихся, на которой присутствовало около 40 педагогических работников образовательных организаций Смоленской области и г. Смоленска, где были заслушены доклады о проблемах и перспективах развития школьных лесничеств на Смоленщине (Костенич Н.Н., ведущий специалист отдела лесовостановления, охраны и защиты лесного фонда Департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания) и о роли областной станции юннатов в их развитии (Прудникова Т.Н., методист СОГБУ ДО «Станция юннатов» г. Смоленска). С докладом «Использование интегрированного подхода и технологии коллективного взаимообучения в работе школьного лесничества» выступила Бальчус И.М., учитель географии, руководитель школьного лесничества «Зеленая волна» МБОУ «Семлевская СШ № 1» Вяземского района. Опытом работы по экологическому обучению и воспитанию обучающихся в сельской школе поделилась Ильющенкова А.В., учитель биологии, МБОУ Капыревщинская СШ Ярцевского района. С актуальными направлениями в исследовательской деятельности обучающихся ознакомила Фадеева И.А., заместитель декана, кандидат биологических наук, доцент СмолГУ.
Победители, призеры и активные участники Конкурсов награждены грамотами и призами. Руководители, подготовившие победителей и призеров награждены дипломами Департамента Смоленской области по образованию и науке.
Победители областных конкурсов юных исследователей окружающей среды, «Моя малая Родина: природа, культура, этнос», юниорского лесного конкурса «Подрост» в 2020 году представят Смоленскую область на Всероссийских этапах конкурсов.